Архипастырь, проповеди

 

Слово Архипастыря: Состояние прелести (видео)

20 февраля 2019.

В новом выпуске рубрики «Слово Архипастыря» митрополит Рязанский и Михайловский Марк размышляет об опасности «синдрома лягушки-путешественницы», когда очень хочется возгордиться своими успехами и воскликнуть «я — молодец!».

Видео подготовлено епархиальной телестудией «Логосъ» и порталом «Логосъ».


Слово Архипастыря: Пример смирения (видео)

18 февраля 2019.

В новом выпуске рубрики «Слово Архипастыря» митрополит Рязанский и Михайловский Марк размышялет о примере смирения, который показывает нам мытарь из евангельской притчи о мытаре и фарисее, а также о том, чему мы можем научиться и у фарисея.

Видео подготовлено епархиальной телестудией «Логосъ» и порталом «Логосъ».

 


……………………………………………….

 

Рязанская епархия

Эстафету святости приняли сейчас наши воины

22 СЕНТЯБРЯ 2022.

Епископ Питирим о военной операции и необходимости общественной метанойи

На днях главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов посетил Скопин, где состоялась встреча с правящим архиереем епископом Скопинским и Шацким Питиримом (Твороговым). Владыка согласился ответить на вопросы РНЛ, касающиеся острых проблем современной церковной и общественной жизни.

Ваше Преосвященство, Вы уже второй год возглавляете Скопинскую и Шацкую епархию. Каковы особенности служения в глубинке России?

Наша глубинка и очаровывает и разочаровывает одновременно. Очаровывает тем, что создал Бог, а разочаровывает делами, а точнее отсутствием дел, рук человеческих. На Рязанщине прекрасная природа – это и бескрайние поля, слава Богу в последние годы обрабатываемые, и дивные леса, реки, озера. Прекрасные люди – красивые, открытые, искренние даже в бунте или протесте. Они тебя или сразу любят и на руках начинают носить, или отвергают, как чужака, и сколько бы ты потом ни старался – не примут! Меня приняли. Хотя есть некоторые личности, которым любая власть не по вкусу. Но тут сразу вспоминаешь слова Спасителя: «Горе, когда все люди будут говорить о вас хорошо!» (Лк. 6:20).

Ну а расстраивает страшное запустение малых городов: разбитые дороги, ветхая, десятилетиями не ремонтируемая инфраструктура, обшарпанные здания и беспросветная нищета. На патриотических мероприятиях в г. Скопине нередко можно услышать песню об освобождении города от немецко-фашистских захватчиков «Скопин освобождён был первым». Я на одном из таких мероприятий обратился к скопинцам с вопросом: «А Скопин действительно был освобождён?» Ведь если сравнить его с германскими городами, почти полностью разрушенными во время Второй мировой, а затем восстановленными в еще более привлекательном виде, складывается впечатление, что в той войне выиграли немцы, а не мы! Мы умеем одерживать блистательные победы, но потом не умеем жить как победители. Неужели глубинка российская не заслужила своего рачительного, заботливого хозяина? Но пока мы видели только воров и коррупционеров, расхищающих народное добро. Но, слава Богу, сейчас в Рязани, наконец-то, появился настоящий хозяин – и.о. обязанности губернатора Павел Викторович Малков. Только бы ему не навредили «бывшие».

Рязанская земля богата не только героической и трагической историей, но и своими святыми и праведниками, в том числе недавнего времени. Так в окрестностях Скопина погребена недавно почившая схимонахиня Феодосия, к которой ездила и ездит вся православная Россия. В одной из своих проповедей на могиле Матушки Вы использовали такое выражение как «эстафета святости». Что Вы вкладываете в эти слова?

Вы правы – на Рязанщине еще жива преемственность духовного делания. Это – земля святых. В каждом городке или посёлке, в селе или деревеньке есть свои подвижники, простые люди, которых можно по праву именовать церковным именем «Человек Божий». В упомянутой Вами проповеди под «эстафетой святости» я имел ввиду не только, и даже не столько, их, а наших последних героев – воинов, отстаивающих на Донбассе наше право на существование. Это – простые парни и мужчины, которые добровольно пошли на фронт на самую коварную и «позорную» войну. «Позорную» в том смысле, что ее героев во всем мире обзывают оккупантами и захватчиками, их «стыдятся» некоторые трусливо сбежавшие из страны соотечественники, их подвиг обещают похоронить под шквалом клеветы, проклятий и лжи, исходящих от отца лжи – диавола. Однако, по слову свт. Иоанна Златоуста, чем больше нападают на истину, тем ярче она светит. И подвиг наших героев будет светить в вечности немеркнущей славой! Это они приняли сейчас на себя эстафету святости от своих прославленных предков.

Сейчас внимание всего общества приковано к событиям на Украине, к Специальной военной операции. Насколько мне известно, в ней принимают участие и уроженцы Скопина, есть уже и погибшие… Сегодня звучит много разных оценок происходящих событий. Нередко от священнослужителей приходится слышать какие-то призывы в духе пацифизма. Вы в своих проповедях не уходите от оценок этих непростых событиям. Как Вы понимаете духовный смысл происходящего? Какую миссию выполняет наша армия в Донбассе и на Украине?

Я отчасти уже затронул эту тему. Но, чтобы не быть голословным, хочу привести слова свт. Феофана Затворника, чьи святые мощи покоятся в Вышенском монастыре, принадлежащем Скопинской епархии. Святитель очень чётко и даже резко высказывался о пацифистах своего времени. С тех пор ничего не изменилось. Его слова вполне применимы и к нынешним противникам СВО: «Слышно, что и в Питере, и у вас в Москве, немало лиц, которые не благоволят к войне, и даже к самому заступничеству нашему. Это должно быть выродки какие-нибудь. Ибо я не вижу и не слышу, чтоб хоть где-нибудь было какое колебание в народе и среди всех провинциалов. Есть и тут лица с «высшими взглядами»; но и это всё грошёвый народ…». Провинция всегда была спасением России в смутные времена. И сейчас наша армия стоит на страже мира, пытаясь спасти его от окончательной погибели, удерживая, сколько есть сил, приход Антихриста.

Сейчас в военных репортажах часто звучат матерные выражения, особенно со стороны украинцев, хотя и наши воины нередко матерятся. Некоторые комментаторы призывают не обращать на это внимание, как на сопутствующие войне мелочи. Мол, экстремальные условия, война, люди так снимают стресс. Так ли это? Есть ли духовная опасность матерщины в условиях войны?

Очень важную тему Вы затронули. Сквернословие – это антимолитва. Оно отгоняет благодать Божию и лишает воинов защиты. К сожалению, в военных училищах не учат правилам духовной безопасности. Наше оружие на диавола – пост и молитва. Поститься воинам нет необходимости, да зачастую и возможности. Они там и так питаются, почти как пустынники. А вот молитву никто не отменял. Молитва спасает их жизни, а сквернословие привлекает смерть. Наш великий старец, недавно почивший духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, архим. Кирилл (Павлов), прошедший Великую Отечественную Войну, говорил, что на войне первыми погибали матершинники, а те, кто совсем не сквернословил, выживали даже в сущем аду, одни из целого боевого подразделения. Поэтому к нашим доблестным воинам, которые будут читать эти строки, моя самая горячая просьба, самая сильная мольба: «Ребята, если хотите остаться в живым, молитесь и не сквернословьте!»

Сегодня часто звучит фраза «Россия крещена, но не просвещена», которую приписывают знаменитому русскому писателю Николаю Лескову. Вы с этой православной непросвещенностью русского народа сталкиваетесь на практике. Что должна сделать сегодня Церковь, на примере русской глубинки, чтобы просветить русский народ?

Церковь делает всё, что в её силах, а результат почти нулевой. Слишком сильно воздействие противной бесовской силы. Сейчас такие соблазны, которых не было за всю историю человечества. Достаточно нажать одну кнопку на компьютере – и ты во всесмехливом аду. Падшая человеческая природа стремится ко греху и противится святости. Исправить ситуацию сможет только Бог. И Он действует, приводя грешников к покаянию, опрокидывая целые народы в горнило бед и скорбей, чтобы спасти их. Именно это сейчас и происходит на Украине. Народ этой страны терпит Божие посещение за предательство заповедей своих духовных отцов – прп. Лаврентия Черниговского, схиархимандрита Зосимы (Сокура), которые предупреждали украинцев, чтобы они не отделялись от России и Белоруссии. А кто будет отделяться, все пойдут в ад.

А Церковь, и в первую очередь духовенство, должна являть мiру пример святой жизни, чтобы в эту Церковь захотелось пойти. А если среди духовенства будут отрицательные примеры, Господь в такую Церковь никого не пустит, будет спасать людей «как бы из огня». Это очень важно – положительный пример. В последнее время вся наша культура была буквально одержима тиражированием зла, чернухи, порнографии, насилия, сквернословия. А как говорили святые отцы, на отрицательных примерах невозможно воспитать ничего хорошего. Нам нужны современные положительные герои. И они сейчас куются на Донбассе. Долг деятелей культуры поставить эти примеры на свешницу, чтобы они светили всему мiру.

Вы начинали свое архиерейское служение в Таджикистане, изучили эту страну, из которой в Россию едет большое количество мигрантов. К сожалению, большинство из них не только не знает Россию и русскую культуру, но даже не умеет сносно говорить на русском языке. Насколько успешно работают наши государственные структуры в Таджикистане по продвижению интересов России, позитивного образа России? Использовался ли в Вашу бытность там потенциал Церкви, как принято сейчас говорить у политологов, как «мягкой силы»?

Конечно, Россия вкладывает огромные ресурсы в Среднюю Азию для продвижения своих интересов. В первую очередь это касается наличия в Таджикистане самой крупной за границей российской военной базы. Но мы очень медленно и неэффективно инвестируем в культуру. Иностранцы на порядок меньшими средствами добиваются больших результатов. Они открывают бесплатные курсы иностранных языков, а в нашем бывшем Россотрудничестве все занятия платные. По признанию замечательного главы этого самого Россотрудничесва в Таджикистане в мою бытность, только в нашей Православной Церкви в этой стране и сохраняется «русский мир». Я там построил и оснастил самым современным оборудованием школу для русских. Но мне так и не дали ее открыть. Нужно было политическое решение, на которое у наших дипломатов не хватило воли. Так сейчас и простаивает это всё. В то же время, сейчас там осуществляется грандиозный проект по открытию шести русских школ. Только вот учиться в этих школах будут представители титульной нации, среди которых наши русские дети растворятся и со временем потеряют свою идентичность.

Приходится от многих слышать, что изменилась ситуация в обществе в сравнении с 90-ми и 00-ми годами, что меньше стало людей идти в церковь, меньше желающих стать священниками, иссякает поток тех, кто хочет стать монахом. Как Вы считаете, с чем связаны эти тенденции: падает авторитет Церкви в обществе, новые поколения выбирают более комфортный образ жизни, без налагаемых на себя ограничений? Или какие-то иные причины.

Выше я уже ответил на этот вопрос. Пока у нас не появятся в Церкви примеры для подражания, ждать ее возрождения бессмысленно. В 80-е и 90-е были еще живы исповедники, прошедшие лагеря и ссылки, закалившиеся в горниле гонений. Сейчас мы переживаем новые испытания, которые сформируют духовных лидеров, способных увлечь за собой всех неравнодушных. Только на положительных примерах строится Тело Христово – Его Святая Церковь.

Наша грядущая Победа должна изменить все общество в целом. Перемены должны затронуть все сферы общественной, культурной, религиозной жизни. Вся грязь, разврат, воровство, аборты, пропаганда чуждых нашей русской православной традиции ценностей должны быть не просто запрещены законодательно, но добровольно отринуты массовым сознанием, как пагубные явления. Для этого уже сейчас необходимо вести активную просветительскую работу во всех СМИ. Надо на центральные федеральные каналы отправить православный, умный, одарённый десант. Мы никогда не победим коррупцию и воровство одними только репрессивными мерами, так же как не изменить грешника строгостью Уголовного Кодекса. Изменения должны происходить в сознании как каждого человека, так и всего общества в целом. Такие изменения ума – общественная метанойя – под силу только Самому Богу. Но человеческая воля имеет тут не менее важное значение. Коллективная воля к исправлению всего строя общественной жизни должна проявиться в нынешних экстремальных условиях. И эта решимость уйти из плена тьмы в царство Света станет началом преображения Руси, ее возвращения к своим святым истокам.

Инфомационно-аналитическая служба «Русская народная линия»Официальный сайт Скопинской Епархии http://skopin-eparhia.ru/index.php/public/5086-estafetu-svyatosti-prinyali-sejchas-nashi-voiny

Проповедь епископа Питирима в Неделю о Страшном суде

28 ФЕВРАЛЯ 2022.

Проповедь епископа Скопинского и Шацкого Питирима в Неделю о Страшном суде в Кирило-Мефодиевско храме при Духовно-Просветительском центре Скопинской епархии.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие дети и родители, недавно в этом храме вы слышали проповедь на тему детской сказки про Дюймовочку. Меня очень просили продолжить говорить с вами на притчевом языке сказок, что способствует раскрытию глубокого христианского смысла, который авторы нарочно или ненароком утаили под образами тех или иных сказочных персонажей и событий. И сегодня мы с вами разберем мою любимую сказку, написанную замечательным автором Сергеем Тимофеевичем Аксаковым со слов своей ключницы Пелагеи и представляющей собой одну из многочисленных версий распространенного сюжета о Красавице и Чудовище. Мне особенно близок именно этот сюжет, потому что адаптированная для младшего детского возраста книжка «Аленький цветочек» стала первой, которую я сам прочитал маленьким мальчиком, находясь в больничной палате с воспалением легких и еще до конца не зная всех букв алфавита. Эту книжку мне предложил мой сосед по больничной койке, который уже умел читать. Сюжет этой дивной сказки так меня увлек, что я непрестанно тревожил своего товарища по несчастью вопросами: «А это какая буква? А эта?». К концу повествования я уже сносно читал захвативший меня сюжет.

И вот по прошествии без малого полувека, я вновь обращаю свой взор и ваш ум к этой удивительной сказке. Но, прежде чем перейти к ее христианскому толкованию, хочу сообщить (больше, наверное, для взрослых, чем для детей) один любопытный факт. «Аленький цветочек» Аксакова был помещен в черный список запрещенной литературы председателем Главполитпросвета при Наркомпросе Н.К. Крупской. Что же так испугало жену мирового пролетариата в детской сказке? Уж не христианское ли ее содержание? Даже в самом названии – Аленький цветочек – внимательный читатель увидит не обозначение цвета Красного знамени, которого еще и в помине не было, когда писалась сказка, а цвет алой Крови, пролитой на Кресте нашего ради спасения. Поэтому и такой дорогой ценой достается сказочному персонажу – купцу – этот самый дивный во всем мироздании цветок. Именно его пожелала любимая младшая купеческая дочь, в отличие от своих старших сестер, упросивших отца привезти одной драгоценный, блистающий венец – символ человеческой гордыни и кокетства, а другой – чудесное зеркало – образ тщеславия и самолюбования. Все человеческое можно купить за деньги, а небесное сокровище бесценно и подается даром всем взыскующим его. Таким образом, прекрасный аленький цветок символизирует нашу православную веру, сердцевиной которой служит Крест Господень и принесенная на Нем Искупительная Жертва. В сказке злая колдунья превратила прекрасного принца в чудовище, чтобы оттолкнуть от него людей. Так и нашу веру пытаются представить с самых первых времен ее распространения как страшное и свирепое чудовище, пожирающее младенцев. Сколько самых разнообразных ухищрений придумывают силы зла для того, чтобы очернить и опорочить Небесного Жениха Христа, разлучить Его со Своей Невестой – Церковью. Одиннадцать дев было в сказочном саду у Чудовища, и ни одна из них, несмотря на заботу и ласку со стороны хозяина, не смогла полюбить его. И только младшая купеческая дочь ответила благодарной взаимностью на пламенную любовь заколдованного прекрасного принца, имеющего вид страшилища. И происходит чудо – колдовские чары спадают и вместо Чудовища перед девицей предстает прекрасный юноша царских кровей. Но как же нам научиться за некрасивыми, отталкивающими, подчас ужасными и отвратительными личинами окружающих нас людей увидеть прекрасный лик Христа? Сегодня, в Неделю о Страшном суде мы слышали за божественной литургией евангельское зачало о втором и славном пришествии Христовом. Спаситель Сам говорил Своим ученикам о том, что участь людей на Страшном суде будет определена согласно тем добрым делам, которые они совершили в своей земной жизни: приняли в свой дом странника, одели нагого, накормили голодного, напоили жаждущего, посетили больного и томящегося в темнице (Мф.25:31-46). Эти несчастные люди, которым мы должны, по евангельской заповеди, оказывать милость, некрасивы, а иногда и совершенно безобразны, злы и неблагодарны.

Но каким бы страшным чудовищем не предстал пред нами страждущий, нам нужно полюбить в нем образ Божий, который может быть уродливо искажен, но до конца неуничтожим. Первообраз же — это Сам Христос, страдающий на Кресте. Ведь это Он каждое мгновение нашей жизни невидимо заботиться о нас, как заботился хозяин сказочного замка о своей гостье. А в ответ просит только одного, чтобы мы старались быть такими же милосердными, как Отец наш Небесный (Лк.6:36). И тогда вера наша будет подобна сказочному цветку, неземной красоты, обагренному алой кровью Искупителя. И мы можем с трепетом, страхом и благоговением изумляться: «Так вот ты какой, цветочек аленький!» Аминь!Официальный сайт Скопинской Епархии http://skopin-eparhia.ru/index.php/public/4771-propoved-episkopa-pitirima-v-nedelyu-o-strashnom-sude

 

прсм. (327)